Комарова О.В. МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Она появилась в США и основывалась на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, У. X. Килпатрик, Э. Коллингс). В начале XX в. этот опыт был подхвачен отечественными педагогами (С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев). Но в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учебы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков, в 1931 году проектная деятельность была запрещена и в дальнейшем в практике советской школы не применялась. Ее возрождение в 1980-1990-х гг. связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников. Получив широкое распространение в основной и средней школе, проектирование стало активно использоваться как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания как в учебной деятельности, так и за её пределами. На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо описан. Разработке этого направления посвящены работы И. Д. Чечель, Е. С. Полат, К). В. Громыко, В. С. Лазарева, В. Гузеева, М. Б. Романовской, Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгиной, О. В. Чураковой, Н. К. Пахомовой и других. Вместе с тем в образовательной практике часто происходит смешение понятий «проект», «проектная деятельность», «метод проектов». Для эффективного использования этого вида деятельности необходимо четко определить эти понятия. Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели. Сегодня значение термина «проект» понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму последовательность шагов по его получению, завершающуюся созданием продукта. В. С. Лазарев определяет проект следующим образом: «В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий» [1]. По К. Н. Поливановой, «проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» [2]. В рамках различных подходов к проектному менеджменту можно найти и другие определения проекта: – Проект – это деятельность в ситуации неопределенности. – Проект – это деятельность, направленная на достижение конкретной цели в условиях ограниченности ресурсов. – Проект – это путь преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. – Проект – это форма целевого планирования, подразумевающая пошаговое планирование деятельности. – Проект – это способ достижения организацией целей, для которых нет готовых алгоритмов в функционировании организации (инновационная деятельность, единовременная специфическая акция и т. п.). Несмотря на то, что приведенные выше определения отличаются в деталях, можно выделить характерные признаки проекта: – Планирование от проблемы. Работа над проектом всегда начинается с осознания проблемы как потребности в изменении или улучшении существующей ситуации. – Отсутствие очевидной процедуры достижения результата. Проект как способ планирования и организации деятельности применяется в ситуации, когда нет готовых алгоритмов достижения цели, решения проблемы. – Чётко ограниченная целевая группа (благополучатели). – Пошаговое планирование деятельности. Поскольку реализация проекта связана с применением новых для субъекта (организации) способов деятельности, каждая задача должна быть последовательно разделена на шаги – действия, которые могут быть совершены одним человеком (группой людей) в ограниченный промежуток времени. – Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени. – После завершения проекта его нельзя «повторить» или «продолжить», т. к. в первом случае это будет означать, что результат не достигнут, во втором – будут поставлены новые цели в новой, изменившейся ситуации, это будет новый проект. Наиболее приемлемым для образовательного процесса является определение, приведенное в методическом пособии Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгиной, О. В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»: «Под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов - технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем» [3]. В этом же ключе М. В. Дубова в своей работе «Организация проектной деятельности младших школьников» определяет проектную деятельность как «специфическую деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. Под субъектами проекта мы понимаем, во-первых, педагога (руководителя проекта), так как именно он создаёт учебные ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей; во-вторых, ученика или группу учащихся, непосредственного(ых) исполнителя(ей) проекта; в-третьих, всех взрослых (узких специалистов-предметников, родителей и других лиц), которые принимают активное участие в работе над детским проектом» [4]. Из определений следует, что включение учащихся в проектирование предполагает включение их в деятельность по выявлению и решению значимых для них проблем, в деятельность, связанную с изменением реальности. Разрешение проблемы предусматривает использование разнообразных способов деятельности и интегрирования знаний из различных предметных областей. Поэтому, говоря о проектной деятельности учащихся, следует понимать, что она выходит за рамки учебного занятия и учебной дисциплины. Результатом выполненного проекта с позиции ученика является решение проблемы. Если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом проекта с позиции педагога в контексте компетентностного подхода в образовании является изменение уровня сформированное общих компетентностей (решения проблем, информационной, коммуникативной), в контексте системно-деятельностного подхода – изменение уровня сформированное универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). Выполнение проекта не предполагает жесткого алгоритма действий, однако требует соблюдения логики проектирования: – разработка проектного замысла (анализ ситуации, постановка и анализ проблемы, целеполагание, планирование); – реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); – оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности) [5]. Данная логика определяет этапы работы над проектом. Ученые, разрабатывающие эту тему, выделяют разное количество этапов работы над проектом. Так, Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова выделяют пять этапов: поисковый, аполитический, практический, презентационный, контрольный [6]. Прежде чем начать работу над проектом на поисковом этапе, учащемуся необходимо в общих чертах определиться относительно проектного замысла (идеи проекта) как ответа на вопросы: что хочу сделать? для чего? кому это нужно? Основополагающим принципом при этом должен стать самостоятельный выбор обучающегося, что обеспечивает его активность, вовлеченность в проект и ответственность за результат. Следующим шагом является определение проблемы.
При формулировании проблемы нельзя: – подменять проблему вопросом; – подменять проблему трудностью; – подменять формулировку проблемы указанием на область существования проблемы; нужно: – формулировать так, чтобы решение не «напрашивалось»; – достаточно детализировать проблему. В первую очередь обучающийся описывает реальную ситуацию, в которой его что-то не устраивает. Затем отвечает на вопрос «А как должно быть?», обрисовывая идеальную ситуацию.
После описания и анализа ситуаций обучающийся выявляет между ними противоречия и формулирует проблему.
Последним шагом на поисковом этапе является анализ проблемы.
Анализ проблемы позволяет ответить на вопросы о возможности ее решения силами учащегося, о способах решения проблемы, обсудить вопрос влияния неустранимых причин на результаты проекта (возможные риски). В рамках поискового этапа осуществляется работа, направленная на описание и обоснование реальной и идеальной ситуаций. Для детализации сведений о реальной ситуации используются различные формы опроса, анализ СМИ, наблюдение и др. Для обоснования идеальной ситуации используется научная, справочная литература, нормативно-правовая документация. На аналитическом этапе проектной деятельности обучающийся определяет цель своего проекта.
К постановке цели предъявляются следующие требования: – она должна быть измерима, т. е. указывать на измеримый результат деятельности; – адекватна, т. е. результат, отраженный в цели, должен соответствовать проблеме; – конкретна, т. е. должна указывать на целевую группу, сроки, качественные и количественные характеристики предполагаемых изменений; – достижима, т. е. поставлена на основании решаемой проблемы; – прозрачна, т. е. её формулировка должна быть понятна любому человеку; – реалистична, т. е. быть достижима в рамках существующих ресурсов. После определения цели рассматриваются и анализируются возможные способы достижения цели, организуется работа по описанию задач.
Каждая задача дробится на шаги – отдельные действия. Расставляя шаги в определенной последовательности, учащийся выходит на co- ставление плана деятельности. На основании списка шагов определяются необходимые ресурсы, рассчитывается бюджет проекта, рассматриваются возможные риски.
Бюджет помогает принять решение о реализации проекта; способствует поиску недостающих ресурсов; является инструментом контроля за деятельностью по созданию проекта. Следующим шагом аналитического этапа является планирование продукта – описание ожидаемого продукта. Продукт в рамках проектной деятельности является средством решения проблемы, а не целью. Такие формулировки, как «создать топонимический словарь», «выпустить школьную газету», не совсем корректны. Цель может не содержать указания на продукт, а если она содержит такое указание, то должно быть понятно, как это средство-продукт поможет обучающемуся в достижении его цели. В рамках аналитического этапа продолжается работа с информацией. Учащиеся самостоятельно осуществляют ее поиск и обработку. Если все шаги на поисковом и аналитическом этапах выполнены правильно, то у обучающихся не возникает трудностей на практическом этапе, они следуют разработанному плану действий. В том случае, если на практическом этапе возникают сложности с реализацией проекта, необходимо вернуться к планированию для внесения коррективов. Презентационный этап в логике проектной деятельности предназначен для демонстрации полученного продукта. Презентация в рамках проекта проводится с целью: – продвижения продукта (коммерческое или некоммерческое распространение); – привлечения ресурсов (например, для доработки или тиражирования продукта); – информирования (просвещение, формирование общественного мнения); – самопрезентации (позиционирование себя как специалиста в определенной области). В зависимости от выбранной цели презентации продукта обучающиеся определяют аудиторию (кого приглашать) и организационную форму проведения (дегустация, демонстрация, рекламная акция и т. д.). Содержанием контрольного этапа является самооценка учащимися результатов собственной проектной деятельности. Объектами оценки являются: – результативность проектной деятельности; – продукт проектной деятельности; – продвижение (личностный прирост). Оценка результативности проекта предполагает возвращение обучающегося к ситуации описания проектного замысла, формулировки проблемы, постановки цели, задач, планирования деятельности, чтобы ответить на вопрос: решил ли он проблему, доволен ли её решением, соответствуют ли полученные результаты запланированным. Оценка продукта происходит путём сопоставления характеристик планируемого и полученного продуктов При обсуждении итогов работы очень важно организовать оценивание продвижения учащегося в проекте, выделить сильные и слабые стороны работы над проектом, проанализировать причины успехов и неудач, обсудить способы преодоления трудностей. Оценка результатов, продукта и продвижения обучающегося в проектной деятельности может быть только качественной (описательной), но не количественной (выраженной в баллах). При выполнении группового проекта учителю необходимо дать возможность каждому участнику оценить результаты проектной деятельности, участвовать в обсуждении и сопоставить индивидуальные оценки результатов проекта и продукта. Оценка обучающимся своего продвижения групповому обсуждению не подлежит. По окончании данного этапа учитель проводит оценивание уровня сформированное метапредметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Оценка уровня сформированности УУД производится на основании требований ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, конкретизированных в систему критериев (приложение 2). Каждый из критериев расписан на отдельные проектные действия, которые формируются и развиваются через проектную деятельность. Проектные действия в свою очередь расписаны по уровням: начальная школа, основная школа, средняя школа (профессиональное образование). Для каждого уровня приведены показатели освоения того или иного проектного действия на базовом уровне и на повышенном. Критерии позволяют фиксировать уровень сформированности проектных действий, отмечать продвижение обучающегося в освоении того или иного способа действия. Рекомендуется разъяснять учащимся критерии оценки освоения ими проектных способов действий и давать качественную оценку их продвижению. При необходимости можно выставить отметку, за основу отсчёта принимая средний балл уровня, на котором проводится оценивание. При приращении баллов выставляется отметка «отлично», при сохранении суммы баллов на прежнем уровне - «хорошо», при уменьшении суммы баллов - «удовлетворительно». Объектами оценки являются дневник/портфолио проектной деятельности, результаты наблюдения за презентацией продукта, консультацией.
Литература
| ||||||||
Категория: Текст | Добавил: komarovaov (09.12.2018) | | ||||||||
Просмотров: 2116 | Комментарии: 10 |
Всего комментариев: 10 | |
| |