Об особенностях написания эссе по темам истории и культуры социума

Об особенностях написания эссе по темам истории и культуры социума

 

Рустам Нуруллович Касимов,

к.и.н., доцент;

Старший научный сотрудник УИИЯЛ Удм ФИЦ УрО РАН;

Директор центра этнокультурного образования Института развития образования

 

В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих все страны. Переход к информационному обществу резко ускорил процессы модернизации, усилил взаимозависимость стран и культур. Появление новых вызовов времени в России вынуждает отвечать на них реформой образовательной системы. Эти вызовы порождают новые требования к образованию, требуют разработок новых поколений стандартов, новых концепций в образовании.

Страна изменяется. Современная Россия взяла курс на стабильность. Но, как мы воспринимаем Россию и себя в ней в начале XXI века? Нам есть чем гордиться, есть и эпизоды, вызывающие чувство боли и стыда:

n гордимся победами армии и флота, гордимся быстрым прогрессом послевоенного советского общества, вместе с тем помним о сталинских лагерях и политических репрессиях;

n гордимся великой русской и советской историей и культурой, и достижениями в советской и российской науке, вместе с тем помним о гонениях на представителей академической науки, художников, литераторов, представителей творческой ителлигенции;

n оценивая Советский Союз и сравнивая с имперской Россией и Россией современной, даем скорее положительную оценку, вместе с тем помним о трудностях жизни в условиях командно-административной экономической модели.

Учителю истории и обществознания важно помнить, что картину восприятия молодыми поколениями, социума в котором они функционируют, призваны создавать средства социализации. К таковым в современном обществе относятся:

n массовая культура,

n система образования и наука,

n религия.

Учитывая это, государство сегодня заинтересовано в реформировании системы образования. Профильные министерства в Российской Федерации пытаются ответить на извечный русский вопрос «что делать» конкретными действиям:

n была создана и действует общенациональная программа патриотического воспитания граждан России,

n создаются программы воспитания духовности, гражданственности и патриотизма с учетом региональных, национальных и религиозных особенностей обучающихся,

n проработан воспитательный компонент, включенный в федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,

n запущен механизм по отбору издательств и экспертизе изданий (не только учебников, но и пособий, литературы для детей и молодежи).

Современная система просвещения в России ориентируется на создание позитивного имиджа страны; формирование четких представлений об общенациональных приоритетах человека в конкретном государстве.

Современная школа закладывает творческие основы подготовки личности к жизни в обществе. Здесь важную роль имеет формирование у школьников аналитического мышления, выработки способности самостоятельной работы, умение применять теоретические знания на практике. В значительной мере решению этих задач способствует привитие учащимся навыков творческой исследовательской работы. Такая деятельность в школе – это работа учащихся, связанная с решением творческих задач через постановку проблемы; кропотливое и ответственное изучение источников, посвященных конкретной проблематике; подбор методик исследования; прогноз на будущее.

Методические рекомендации по написанию эссе

Показателем овладения содержания обществоведческого и исторического образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения.

К заданиям высокого уровня сложности относится умение писать краткое письменное прозаическое сочинение. Краткое письменное прозаическое сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме – эссе (мини-сочинение). Такие творческие работы можно давать детям в старших классах, как эффективную форму для выполнения домашней работы.

Данное задание позволяет:

  1. проверить овладение содержанием курса социально-гуманитарных дисциплин;
  2. овладение сложными интеллектуальными умениями (логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях, делать аргументированные выводы).

На практике дети в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы из предложенных афоризмов и высказываний. И учителя испытывают затруднения в организации учебной деятельности учащихся по написанию эссе (мини-сочинений), поскольку сами, часто, не владеют методикой написания таких текстов.

Практика преподавания истории и обществознания в школе позволяет автору выработать некоторые рекомендации, которые помогают овладеть приемами и способами написания эссе.

Обратимся сначала к самому термину "эссе". По мнению большинства специалистов эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема, трактующее узкую тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления с нею связанные. Такой темой может быть тема о фронтовых письмах времен Великой Отечественной войны.

Жанровые особенности эссе:

  1. наличие конкретной темы;
  2. личностный характер восприятия проблемы;
  3. небольшой объем; 
  4. многоплановый взгляд на явление;
  5. логичность и научность изложения (внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений);
  6. открытость (эссе не претендует на полный законченный анализ проблемы).

Успешно написать эссе смогут те, кто:

  1. способны корректно применять исторические и обществоведческие знания,
  2. имеют собственную позицию по ключевой проблеме, рассматриваемой в тексте,
  3. умеют логично и убедительно излагать и отстаивать собственное мнение, с опорой на исторические знания по теме.

Черновик эссе. Очень важно на первоначальном этапе обратить внимание на правильную работу с черновиком при написании эссе. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми, на широкие поля вносятся исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста, а также цитаты, примеры.

Исходя из важности работы с черновиком, при написании эссе выделяется несколько этапов:

  1. написание эссе в черновом варианте;
  2. анализ содержания текста;
  3. проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;
  4. внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Структура эссе.

В структуре эссе можно определить несколько элементов:

Вступление. В нем должна присутствовать собственная позиция к выбранной теме и должна быть выделена ключевая идея (проблема) эссе. Начинать нужно с ясного и четкого определения авторского мнения, то есть, собственного отношения к раскрываемой теме. Далее уместно сформулировать понимание сюжета, ставшего темой эссе. Здесь важно выделить основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет дальнейшее содержание и сущность текста.

– Основная часть. Тезисы и аргументы. Абзацы должны быть четко структурированы и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости проблемы, избранного плана, логики развития мысли. Текст должен быть достаточно научным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не должен перегружать изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность.

Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы по проблеме.

Критерии оценивания эссе.

Учитель (научный руководитель) должен составить памятки для учащихся (исследователей), которые помогут им правильно написать эссе. Используя знания об особенностях и структуре текста учащиеся (исследователи) в практической деятельности  смогут совершенствовать свои знания и умения по написанию эссе.

Важным элементом в практической работе педагога (научного руководителя) остаются критерии оценивания эссе.

При оценивании текстов необходимо обращать внимание на следующие элементы:

  1. раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования исторических и обществоведческих понятий в контексте ответа;
  2. аргументация своей позиции с опорой на факты из истории, из общественной жизни и/или собственного опыта.
  3. решающее значение придается содержательной стороне — владению научной исторической и обществоведческой терминологией, логичности текста, знанию теоретических обобщений с опорой на общеизвестные исторические факты.

Эти условные маркеры для оценивания позволяют сформировать круг характерных ошибок при написании текста, отработать подходы к формированию текстовой конструкции. Однако, в практической деятельности проблема субъективного оценивания творческих работ остается!

Цель и задачи исследования – самая сложная и ответственная часть работы при написании эссе. Любое научное исследование проводится для преодоления определенных проблем в процессе познания. Тема работы называет ту объектную область, в познании которой существует проблема, ликвидировать которую и берется автор. Решение научной проблемы является целью научного исследования.

Правильное понимание цели и задач, верное их позиционирование представляют текст в выгодном свете. В противном случае, эксперт, наблюдая ошибки при постановке цели, теряет интерес к работе в целом.

Для простоты восприятия ученики должны помнить, что в названии эссе и заложена его цель. То есть цель должна тесно соотноситься с темой, как правило, полностью включая её.  В контексте отдельных параграфов читатель должен увидеть алгоритм решения задач, призванный привести к поставленной цели.

Для того, чтобы юный писатель не терялся при постановке цели и задач, целесообразно было бы отработать приемы их постановки на несложных примерах.

Кроме постановки цели и задач, следует помнить, что эссе – это письменная работа, в которой четко прослеживается яркая авторская позиция, то есть, наличествует личное мнение автора и его суждения по изучаемой проблеме. Особое внимание необходимо уделить оформлению авторской позиции. Там, где это необходимо, автор использует местоимение «Я», вместо ранее использовавшегося «Мы». Четкая авторская позиция необходима, прежде всего, во введении и заключении работы. В основной части эссе ученик может использовать словосочетания, типа: «автор считает», «можно допустить», «принято считать», «следует отметить» и пр. Впрочем, что касается местоимения «Мы» оно продолжает достаточно активно использоваться в письменных работах разного уровня. Это вполне объяснимо. Так авторы подчеркивают свою принадлежность к той или иной теории, научной школе, яркие представители которой часто цитируются в работе. Однако ученическое эссе - это та форма письменной работы, где автор может «похулиганить» и постараться отстаивать свою точку зрения, отличную от общепризнанных концепций. В этом случае четкое звучание собственного «Я» просто необходимо!

Эссе — очерк, трактующий какие-либо проблемы из истории социума и культуры в систематическом научном стиле, при широком использовании примеров из прошлого, из жизненного опыты, из художественных книг.

Категория: Текст | Добавил: suvorovadi (08.10.2019) | Автор: Касимов Рустам Нуруллович
Просмотров: 247
Всего комментариев: 0
avatar