Методические рекомендации при работе над научно-исследовательским проектом

 Методические рекомендации при работе над научно-исследовательским проектом

 

Рустам Нуруллович Касимов,

к.и.н., доцент;

Старший научный сотрудник УИИЯЛ Удм ФИЦ УрО РАН;

Директор центра этнокультурного образования Института развития образования

 

Современная школа закладывает творческие основы подготовки личности к жизни в обществе. Здесь важную роль имеет формирование у школьников аналитического мышления, выработки способности самостоятельной работы, умение применять теоретические знания на практике. В значительной мере решению этих задач способствует привитие учащимся навыков научно-исследовательской работы.

            Естественно, что каждая отрасль знаний имеет как общие, так и специфические подходы научного обобщения. Эти особенности имеют и школьные дисциплины, в том числе и история и краеведение.

            Главными в подходах обобщения для истории являются:

•          выбор темы исследования;

•          выбор литературы и источников;

•          составление плана исследования;

•          определение цели и задач научного анализа;

•          первичная их обработка, выработка навыков быстрого чтения;

•          написание первого варианта работы;

•          обсуждение этого варианта;

•          написание окончательного варианта работы, его научное оформление;

•          выступление на научной конференции школы, района, республики.

Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Критерии написания хорошей научно – исследовательской работы

•          Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).

•          Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).

•          Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в тексте путей передачи опыта знания последующим поколениям).

•          Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в тексте).

•          Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).

Как написать хорошую научно – исследовательскую работу

(Несколько советов начинающим исследователям)

1.      Прежде чем начать работать над текстом, подумайте о том единственном и самом важном человеке, которого вы даже никогда не встретите - о вашем читателе.

2.      Предположите, что читатель ничего не знает, однако, никогда не совершайте ошибку, думая, что читатель глуп. Классическая ошибка – переоценивать знания читателя и недооценивать его интеллект.

3.      Если тема больше напоминает запутанный клубок, рассматривайте свою историю как одну из его ниточек, аккуратно вытянутую из целого. Читатель будет вам больше признателен за простое изложение части проблемы, чем за сложное освещение всего вопроса.

4.     Основное правило. История должна рассказывать о чем-то одном. Если, например, история состоит из четырех разных повествовательных линий, постарайтесь соединить их так, чтобы главная идея осталась понятной читателю.

5.     Наблюдение. Даже не начинайте писать, пока вы не определите главную мысль (ключевую проблему исследования) и не сформулируете ее в одном предложении.

6.     Всегда существует идеальное первое предложение – вступление, приглашение в исследование. Продумав его, написать текст становится значительно проще, так как вы непременно заметите, что последовательность остальных предложений выстраивается достаточно легко.

7.     Слова имеют значения. Уважайте их. Если нужно, пользуйтесь словарем, проверяйте их и употребляйте правильно.

8.     Опасайтесь языка улиц и молодежного сленга, жаргона. Язык клубов и кафе, улиц и подворотен обладает собственным ритмом, требующим и языка тела, и других сигнальных знаков. У научного текста нет ни акцента, ни интонации, указывающей на насмешку или иронию.

9.     Опасайтесь длинных слов. Скорее всего, вам захочется написать просто «светлый» и «счастливый» вместо «ослепляюще-лучезарный» и «на седьмом небе от счастья».

10.     Помните, люди всегда реагируют на то, что им ближе. Любителей истории могут больше беспокоить проблемы выращивания фасоли на приусадебном участке в школе, чем судьба автора фронтовых писем, но в большинстве случаев это не так. Примите это как факт.

11.     Читайте! И как можно больше разной литературы. Читайте Пушкина, Достоевского, Толстого, советских классиков, детективы и детские книги. Наблюдайте, какие удивительные вещи они делают со словами. Обратите внимание, как им удается создавать целые миры всего лишь на половине странице.

12.     Опасайтесь любых бескомпромиссных утверждений. Опасайтесь заявок на объективность. Это опасно! Громкие заявления, без конкретных развёрнутых примеров, не обязаны быть объективными. Не так ли?

Категория: Текст | Добавил: suvorovadi (08.10.2019) | Автор: Касимов Рустам Нуруллович
Просмотров: 221
Всего комментариев: 0
avatar