Как выступить с публичным докладом

Как выступить с публичным докладом

 

Рустам Нуруллович Касимов,

к.и.н., доцент;

Старший научный сотрудник УИИЯЛ Удм ФИЦ УрО РАН;

Директор центра этнокультурного образования Института развития образования

 

Отличительной чертой хорошего доклада является его научный стиль или стремление к таковому, если мы говорим о работах младших школьников или учащихся среднего звена.

Данный стиль определяют следующие характерные особенности:

  1. предложения могут быть длинными и сложными;
  2. часто употребляются специфическая научная терминология;
  3. употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»; «следует предположить», «можно допустить» и пр.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

  1. Ясная формулировка темы (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
  2. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  3. Задачи исследования (это ступени исследования, которые конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие). Обычно их не более 2 или 3.
  4. Основная часть. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе работы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам.
  5. Выводы. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 2 или 3.

В докладе, как впрочем, в любом другом творческом виде работы в школе, соединяются три важных качества исследователя: умение найти проблему и провести исследование; умение ярко и убедительно преподнести результаты слушателям; логично и грамотно ответить на вопросы (в том числе и каверзные). Для современной практикоориентированной школы — это особенно важно.

Доклад – публичное сообщение по определенному вопросу, основанное на исследовании этого вопроса. В него входит освещение основных моментов по изученной теме. На защиту своего исследования обучающемуся дается различное количество времени в зависимости от требований обстановки (обычно 5-7 минут, реже 10-15).

Докладчик – человек делающий доклад. Именно от компетентности докладчика во многом зависит успех выступления. Какие советы можно дать автору, чтобы выступление получилось максимально успешным и полезным?

1. Освещайте только самые главные, то есть интересные, особенные аспекты вопроса, который вы изучали. Не стоит вдаваться в детали, это дело эпистолярного жанра, но не публичного выступления. Аудитория будет требовать от вас не занудного погружения в специфические детали, но яркого, интересного, занимательного выступления.

2. Не читайте с листа постоянно. Один вид монотонно читающего человека, клонит слушателей в сон и навевает тоску. Однако, бездумное механическое заучивание больших объемов материала тоже бессмысленно, ибо в этом случае докладчик думает скорее о правильной последовательности произнесения слов, нежели о сути поставленной проблемы.

3. Помните, что вы специалист в рамках узкой темы своего доклада, а значит, будьте уверены в себе – не волнуйтесь. Волнение приводит к растерянности, растерянность, в свою очередь, способна дать повод слушателям думать, что вопрос автором изучен плохо.

4. Провоцируйте аудиторию. Человек по сути своей ленив, его надо заставить внимать каждому вашему слову, надо дать ему понять, что информация, доносимая ему действительно интересна и полезна для него. Ведите беседу, если слушатели просят, отвечайте в меру своих компетенций. Вставьте шутку в доклад, когда это уместно.

5. Позаботьтесь о своем внешнем виде. На вас не должно быть чего-то слишком броского и яркого, что отвлечет внимание слушателей от доклада. Но, на вас не должно быть и невзрачных серых одежд, вызывающих тоску аудитории.

7. Отрепетируйте выступление заранее – просчитайте время, продумайте план выступления с докладом, проработайте ответы на возможные вопросы аудитории.

8. Сделайте выступление показательным – дайте слушателям не только слышать доклад, но и видеть. Кроме слухового восприятия слушатель должен чувствовать информацию зрением. По возможности привлекайте к выступлению артефакты, их муляжи, копии, фотографии, слайды, компьютерные презентации. Благо, в век современных компьютерных технологий это не представляет серьёзной проблемы.

9. Уделите особое внимание вступлению. Оно должно быть понятным и доходчивым, сразу вызывать интерес. Неплохо будет, если вступление будет основано на какой-нибудь животрепещущей насущной проблеме, жизненной ситуации, быть может, анекдота. Интригуйте, провоцируйте аудиторию.

10. Обычно доклад заканчивается ответами на вопросы и подведением итогов выступления. Отвечайте на вопросы понятно и доходчиво, если не знаете ответа, лучше честно признайтесь в этом, объяснив, что данный аспект не был в зоне вашего внимания и потребует дальнейшей проработки. Итог должен звучать ярко и убедительно. Аудитория должна запомнить вас, как креативного специалиста, который может сделать свой доклад на 101 % интересным и познавательным.

Итак, подведем итог. Искусство преподнесения добытой вами информации является внешней и общедоступной частью работы с источником. Тому, кто не овладел искусством подачи информации на публике, довольно сложно доказывать свой профессионализм.

 

Категория: Текст | Добавил: suvorovadi (08.10.2019) | Автор: Касимов Рустам Нуруллович
Просмотров: 261 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nastya_utkina_85 • 14:57, 11.10.2019
благодарю за информацию
avatar