Инфоурок Русский язык СтатьиФормирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Скачать материал

Современный федеральный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирован на формирование современной компетентной разносторонней личности, и на достижение этой цели ориентированы универсальные учебные действия (УУД), которые, в свою очередь, формируются в процессе обучения. В широком смысле УУД можно охарактеризовать как умение учиться и взаимодействовать с окружающим миром. Среди УУД выделяются такие, как:

1.     Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

2.     Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

3.     Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем);

4.     Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Одним из важнейших навыков для любого человека является умение общаться и налаживать контакт с окружающими – коммуникативные навыки. Эти действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (в первую очередь, партнера по коммуникации или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·        постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·        разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·        управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

·        умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

1.     общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2.     работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:

ü оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

ü обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

ü устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

ü устраивать эффективные групповые обсуждения;

ü обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

ü чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

ü адекватно реагировать на нужды других.

В содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

·        владение языковым материалом для его использования в речи;

·        использование языковых единиц в соответствии с необходимостью;

·        способность понимать и достигать связности отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований

·        способность понимать текст (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

·        способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

·        знание социокультурного контекста функционирования языка;

·        способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Предмет «Русский язык» как никакой другой ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, так как именно на уроках русского языка и литературы учащийся осваивает языковые навыки, учится соблюдать грамматические, фонетические, акцентологические нормы языка и, как следствие, имеет возможность приблизить свою речь к литературному эталону. В данной статье рассматривается формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка средствами технологии проблемного обучения.

Проблемный урок направлен на развитие творческого начала у учащихся, на умение формировать проблему и находить ее решение. На данный момент это один из наиболее продуктивных и интересных типов. Подобный урок, как правило, состоит из нескольких частей:

1.     Постановка проблемной ситуации – введение субъективно новых знаний. В ходе урока вводится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия).

2.     Поиск решения. Необходимость решения заданной ситуации с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании и творческом подходе. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

3.     Формирование корпуса знаний, необходимых для решения проблемы. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

4.     Освоение новых навыков и решение проблемной ситуации. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями возраста учащихся, уровнем подготовки класса, средствами, имеющимися в распоряжении учителя.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельной деятельности ученика и развития его творческих способностей.

В качестве примера возьмем урок, посвященный знакам препинания при причастном обороте. В ходе урока мы можем проследить формирование коммуникативных УУД.

1. На этапе постановки проблемы учитель дает учащимся следующую пунктуационную задачу.

«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.

Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

 - Как он это сделал?»

2. Постановка проблемного вопроса актуализирует когнитивные способности учащихся, заставляет их размышлять, обсуждать, предлагать версии. При этом происходит построение конструктивного диалога с товарищами, они стараются коллективно прийти к правильному ответу. Учитель при этом наводящими вопросами корректирует ход обсуждения.

3. На этапе освоения новой информации учитель дает материал по теме «Причастный оборот», учащиеся воспринимают новую информацию от учителя и соотносят ее со своими результатами, при необходимости используют источники информации, предоставленные учителем (учебники, дидактический материал).

4. На завершающем этапе применения новых знаний учащиеся возвращаются к исходному заданию с использованием освоенного материала. Поскольку сформирована ситуация успеха, учащиеся могут успешно справиться с заданием. Они письменно фиксируют выполненную работу в тетрадях, комментируют выполнение задания, отвечают учителю на сопутствующие вопросы, при необходимости поясняют товарищам выполнение задания и проводят взаимопроверку.

5. На всех этапах учащиеся осуществляют коммуникацию в соответствии с нормами русского литературного языка.

В случае использования урока проблемной технологии возможно использование раздаточного материала. Рассмотрим, как может быть использована проблемная ситуация на уроке «деепричастный оборот».

1.     На этапе постановки проблемы учитель делит учащихся на команды, раздает несколько разрезанных карточек, на которых записаны предложения и деепричастные обороты, и предлагает учащимся собрать правильные предложения. Учащиеся слушают задание, анализируют его.

Широко вокруг разлилась весенняя вода,

затопив березовую рощу.

Деревца на берегу стоят,

прижавшись друг к другу.

Отражаясь в воде,

тонкие деревья кажутся длинными-длинными.

 

Легкие светлые облака тихо плывут по небу,

придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.

Разлившись вокруг,

«большая» вода говорит о начинающейся работе природы.

2.     На втором этапе учащиеся обсуждают задание и сообща делают его, формируя коммуникативно активную среду. Результаты обсуждения учащиеся фиксируют письменно и затем озвучивают учителю. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, аргументируя свое решение.

3.     На этапе ввода новой информации учитель объясняет, что такое омонимы и дает учебный материал по теме. Учащиеся имеют возможность задать вопросы по теме и соотнести полученную информацию с имеющимися у них примерами.

1.     Учащимся предлагается при помощи опорных слов-деепричастий самостоятельно сочинить предложение с использованием деепричастных оборотов, возможно, сочинить небольшой текст. Это задание мобилизует творческие силы учащихся, позволяет, привлекая уже имеющиеся и новые знания из лексики, порождать высказывания, обогащать свой словарный запас и повышать общекультурный уровень.

Однако, как уже было сказано, любой урок проблемного типа по русскому языку служит этой же цели – обогащению лексикона и формированию коммуникативных УУД.

Таким образом, можем сделать вывод, что коммуникативные УУД, напрямую связанные с речевой, когнитивной и социальной деятельностью учащегося, наиболее полно и неизбежно формируются именно на уроках русского языка, а, в свою очередь, наиболее творческий подход к освоению универсальных учебных действий дает технология проблемного урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

 

1.            Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2.            Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности/ А. В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Владос» [Текст]/ 2001. – 176 с.

3.            Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

4.            Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.

5.            Русский язык. 8 класс. Учебник. ФГОС. - Автор/составитель:       Тростенцова Л.А. - Издательство:     Просвещение. УМК Русский язык. 8 класс. Ладыженская Т.А.

6.            Универсальные учебные действия./Википедия/. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия

7.            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Текст]/ с изм. И доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 10-15

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 890 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 35. Нераспространённые и распространённые предложения
Рейтинг: 5 из 5
  • 13.10.2018
  • 2385
  • 29
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.10.2018 357
    • DOCX 29.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Венидиктова Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Венидиктова Галина Юрьевна
    Венидиктова Галина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 36489
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 184 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Личностный рост и развитие: инструменты для достижения успеха

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Применение семантического ядра в SEO и рекламе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе