Инфоурок Естествознание Статьи«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях малокомплектной школы»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях малокомплектной школы»

Скачать материал

Сатюкова Евгения Юрьевна

Учитель химии

МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях малокомплектной школы»

(из опыта работы в условиях малокомплектной школы).

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине стараюсь поддерживать только положительный фон настроения на своих уроках. И даже плохие знания и отметки своих учеников переводить в шутку, которую они также поддерживают и не обижаются на меня. Они знают, что всегда могут исправить свои недочеты. И я их в этом поддержу.

 Основные задачи активизации познавательной деятельности  обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

 

Как вы знаете, школа наша маленькая. В настоящий момент в ней обучается 52 ученика. Количество обучающихся в классах может меняться в течение года. Ребята приходят с разным уровнем знаний, поэтому очень сложно бывает настроить их на учебу. Они очень долго привыкают. Поэтому в данном случае нельзя говорить о высоком уровне познавательной активности учащихся на уроках, а тем более химии. Ведь как показывает практика этот предмет ребята не очень воспринимают и любят.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются мной на разных этапах урока.

 

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1.     Игра.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

Использую дидактические и имитационные игры. Например, при закреплении знаний о строении клетки в 9 классе используется игра «Морской бой».

2.     Вовлечение учеников в диалог с учителем.

На таких беседах стараюсь привлечь их жизненный опыт. Как показывает практика ребята очень любят рассказывать про себя, про своих братьев, сестер. Любят задавать интересующие их вопросы, особенно на уроках биологии в 8 классе. Например: при изучении процессов обмена веществ в 8 классе дается информация о том, что избыточное питание приводит к отложению жиров в подкожной жировой клетчатке. На что девочка из класса задает такой вопрос: «А почему я ем – ем и не толстею?». Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

3.     Применение проблемных ситуаций.

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс, который так ценен для укрепления познавательного интереса.

Пример проблемного задания: при изучении процесса дыхания (6 класс) ставлю проблемный вопрос: «Почему содержание кислорода в атмосфере остается на одном уровне, несмотря на процесс дыхания, который характерен для всех живых организмов?». Ребята, используя знания, полученные ранее при изучении темы фотосинтез, приходят к выводу, что эти два процесса уравновешивают друг друга.

Трудность в использовании технологии проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение.

4.     Использую на уроке разнообразные  формы учебной работы учащихся.

Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Чаще всего на уроках использую индивидуальную, фронтальную или парную работу, чтобы можно было контролировать работу каждого ученика на уроке, видеть уровень его подготовки.

5.     Применение ИКТ – технологий.

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.

Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации (как собственноручно созданные, так и переработанные из сети Интернет);
- в доступной, яркой, наглядной форме фотографии, картинки животных, растений, представителей основных классов неорганических соединений (если их нет в наличии);
- видеофрагменты (активно использую на уроках химии, когда нет возможности показать эксперимент в живую, например, горение фосфора в хлоре);

- видеосюжеты по биологии с использованием электронного приложения к учебникам, а также записи телевизионной передачи «Видимое невидимое», где рассказывается о тех живых организмах, которые мы не замечаем;
- схемы,
- таблицы и многое другое.

6. Систематически использую контроль на уроках в форме зачетов (итоговый контроль), графических диктантов и тестов (тематический контроль). Ребятам нравится контроль в форме графического диктанта. Тестовый контроль стараюсь проводить не только в бумажном варианте, но и с использованием компьютера, так как в классах небольшое число учеников.

7.Вовлекаю учащихся в создание таких творческих работ как сообщения, доклады и презентации. Причем сообщения и доклады тоже могут сопровождаться презентациями, созданными в программе MS Power Point.

8. Ну и ещё один способ повышения познавательной активности, особенно на уроках химии, - проведение демонстрационных и лабораторных опытов, которые способствуют не только повышению качества знаний, развитию самостоятельности учащихся, но и усилению профориентационной направленности преподавания химии.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях малокомплектной школы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.09.2019 418
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сатюкова Евгения Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сатюкова Евгения Юрьевна
    Сатюкова Евгения Юрьевна
    • На сайте: 4 года и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 480
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность слесаря ремонтника 4-го разряда

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Управление образовательной организацией в сфере трудовых отношений: применение профессиональных стандартов и ЕКС руководителями образовательных организаций

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 232 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе