Сатюкова Евгения Юрьевна
Учитель химии
МБОУ Ярская средняя
общеобразовательная школа №2
«Активизация
познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии в условиях
малокомплектной школы»
(из опыта работы в
условиях малокомплектной школы).
Активизация познавательной
деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей
закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным
образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют
самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и
несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные
выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий
осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в
учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача
каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в
преподавании школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая
педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно
одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна
впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на
развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм
обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося.
Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых
ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать
человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Психологи утверждают, что
познавательная активность школьника – качество не врожденное и не
приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и
регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других
социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и
стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого
ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную
активность). По этой причине стараюсь поддерживать только положительный фон
настроения на своих уроках. И даже плохие знания и отметки своих учеников
переводить в шутку, которую они также поддерживают и не обижаются на меня. Они знают,
что всегда могут исправить свои недочеты. И я их в этом поддержу.
Основные
задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1)
возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного
эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание
чувства долга и ответственности за учение;
2)
формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3)
развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных
умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4)
формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может
быть самоорганизации их деятельности;
5)
усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и
культуры умственного труда учеников.
Как вы знаете, школа наша маленькая.
В настоящий момент в ней обучается 52 ученика. Количество обучающихся в классах
может меняться в течение года. Ребята приходят с разным уровнем знаний, поэтому
очень сложно бывает настроить их на учебу. Они очень долго привыкают. Поэтому в
данном случае нельзя говорить о высоком уровне познавательной активности
учащихся на уроках, а тем более химии. Ведь как показывает практика этот
предмет ребята не очень воспринимают и любят.
От педагогического мастерства учителя
зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности
учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые
реализуются мной на разных этапах урока.
Способы активизации познавательной
деятельности учащихся.
1.
Игра.
Игра
— одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено,
что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут
повышать эффективность преподавания.
Использую
дидактические и имитационные игры. Например, при закреплении знаний о строении
клетки в 9 классе используется игра «Морской бой».
2.
Вовлечение учеников в диалог с учителем.
На
таких беседах стараюсь привлечь их жизненный опыт. Как показывает практика
ребята очень любят рассказывать про себя, про своих братьев, сестер. Любят
задавать интересующие их вопросы, особенно на уроках биологии в 8 классе.
Например: при изучении процессов обмена веществ в 8 классе дается информация о том,
что избыточное питание приводит к отложению жиров в подкожной жировой
клетчатке. На что девочка из класса задает такой вопрос: «А почему я ем – ем и
не толстею?». Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и
самореализации всех участников диалога.
3.
Применение проблемных ситуаций.
В
педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый
главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед
учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те
знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе
курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в
появлении вопросов выражен тот внутренний импульс, который так ценен для укрепления
познавательного интереса.
Пример
проблемного задания: при изучении процесса дыхания (6 класс) ставлю проблемный
вопрос: «Почему содержание кислорода в атмосфере остается на одном уровне,
несмотря на процесс дыхания, который характерен для всех живых организмов?».
Ребята, используя знания, полученные ранее при изучении темы фотосинтез,
приходят к выводу, что эти два процесса уравновешивают друг друга.
Трудность
в использовании технологии проблемного обучения состоит в том, что с
проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных
учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено
решение.
4.
Использую на уроке разнообразные формы
учебной работы учащихся.
Формы
учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные,
парные. Чаще всего на уроках использую индивидуальную, фронтальную или парную
работу, чтобы можно было контролировать работу каждого ученика на уроке, видеть
уровень его подготовки.
5.
Применение ИКТ
– технологий.
Мультимедиа-уроки
положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к
изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность
учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.
Мультимедийное
оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации (как собственноручно созданные, так и переработанные
из сети Интернет);
- в доступной, яркой, наглядной форме фотографии, картинки животных, растений,
представителей основных классов неорганических соединений (если их нет в
наличии);
- видеофрагменты (активно использую на уроках химии, когда нет возможности
показать эксперимент в живую, например, горение фосфора в хлоре);
-
видеосюжеты по биологии с использованием электронного приложения к учебникам, а
также записи телевизионной передачи «Видимое невидимое», где рассказывается о
тех живых организмах, которые мы не замечаем;
- схемы,
- таблицы и многое другое.
6. Систематически
использую контроль на уроках в форме зачетов (итоговый контроль),
графических диктантов и тестов (тематический контроль). Ребятам нравится
контроль в форме графического диктанта. Тестовый контроль стараюсь проводить не
только в бумажном варианте, но и с использованием компьютера, так как в классах
небольшое число учеников.
7.Вовлекаю учащихся в создание таких
творческих работ как сообщения, доклады и презентации. Причем сообщения
и доклады тоже могут сопровождаться презентациями, созданными в программе MS Power Point.
8. Ну и ещё один способ
повышения познавательной активности, особенно на уроках химии, - проведение
демонстрационных и лабораторных опытов, которые способствуют не только
повышению качества знаний, развитию самостоятельности учащихся, но и усилению
профориентационной направленности преподавания химии.
Любой учитель постоянно находится в
поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным,
увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески
работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету,
желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.